Организация самостоятельной работы студентов по фармакологии и клинической фармакологии.

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1. Лечение пациентов терапевтического профиля.

Фармакология и клиническая фармакология являются одними из самых сложных дисциплин, профессиональных модулей в системе подготовки средних медицинских работников. За последние десятилетия фармакология стала намного объемнее, глубже и сложнее. Появились совершенно новые и очень важные группы фармакологических средств. Сильно продвинулись представления о механизмах действия; стратегия и тактика фармакотерапии стали сложнее и патогенетически осмысленней. Объем всей имеющейся информации удваивается каждые 10 лет. К тому же, отдавая дань новому, нельзя отказаться от базовых знаний прошлого.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования одной из профессиональных компетенций является осуществление организационной и исследовательской деятельности. Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность студентов выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у студента только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины и медико-клинической практики выдвигают новые требования к личностно-профессиональным качествам конкурентоспособного специалиста в области медицины.

Помимо профессиональных компетенций, медицинский работник должен обладать ещё и общекультурной компетенцией, которая предполагает наличие у него способности совершенствовать и развивать свой интеллектуально-культурный уровень, используя культурно-образовательный потенциал иностранного языка; привлекая ресурсы информационно-коммуникационных технологий. Общекультурная компетенция может рассматриваться как составляющая профессиональной компетентности специалистов медицинского профиля.

Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в их активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов не просто форма образовательного процесса, а его основа. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Сегодня также особенно актуальны вопросы создания клиентоориентированной среды в образовательном учреждении, а это невозможно без индивидуального подхода в организации самостоятельной работы обучающегося. Самостоятельная внеаудиторная работа является видом учебной деятельности, выполняемой обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Внеаудиторная работа на сегодняшний день представляет неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу студентов в соответствии с ФГОС СПО для формирования высокопрофессиональных медицинских кадров.

Цель самостоятельной работы – при всей ее многогранности представляется как средство вовлечения студентов во внеаудиторную познавательную деятельность и освоения методов ее достижения. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной, исследовательской деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.

Конкретные цели выполнения самостоятельной работы:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия. Контроль и оценка результатов самостоятельной работы организуется преподавателем.

Для организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение.

На занятиях по фармакологии и клинической фармакологии практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

практические работы;
индивидуальные задания;
тестирование в учебных компьютерных классах;
изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
выполнение семестровых индивидуальных заданий;

подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ;
самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя).

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, выписанные рецепты, заполненные таблицы, подготовленные ответы на вопросы.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению общих компетенций.

Основное внимание при создании заданий для самостоятельной работы уделяется формированию у студентов общих и профессиональных компетенций. Этой цели служит решение ситуационных одноэтапных и многоэтапных задач по фармакологии, задания в виде деловых игр. В процессе решения этих задач важно развивать у студентов умение самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств.

Для организации внеаудиторной познавательной деятельности важно, чтобы студент самостоятельно приобретал знания, пользуясь разнообразными источниками: научной медицинской литературой, интернет-источниками; умел в последующем применять эти знания в ходе решения разнообразных проблем; взаимодействовал с преподавателем по выполнению сложных заданий.

Для успешной реализации учебных задач по фармакологии и клинической фармакологии необходимы знания не только базовых дисциплин, но и систематическая самостоятельная подготовка студентов к занятиям. В стандартах среднего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

В нашей работе при проведении внеаудиторной деятельности мы организуем соревновательные формы, например, конкурсы, викторины, открытые заседания кружка. Это требует от студентов концентрации внимания, поскольку они не могут оставаться статистами при проведении конкурса это стимулирует их творческую активность в самообразовании.

Студенческая конференция, как одна из форм внеаудиторной деятельности, позволяет обучающимся раскрыть свои ораторские способности, совершенствовать умение выступать на публике, что очень важно при презентации своего исследования. Кроме того, студент проявляет волевые усилия и получает их публичную оценку однокурсниками и преподавателями.

В процессе внеаудиторной деятельности целесообразно предоставлять студентам возможность варьировать продолжительность самостоятельной деятельности, что постепенно совершенствует их навыки и стимулирует потребность проявления активности.

Практические методы работы, изучение новых материалов и проведение исследовательских работ, знакомство с работой медицинских, фармацевтических организаций позволяет развивать у студентов позитивное эмоциональное отношение к совместной деятельности с преподавателем и однокурсниками.

Для организации исследовательской деятельности студентов в Каменск-Шахтинском медицинском колледже работают научно-исследовательские кружки. Занятия в кружке способствуют формированию интереса студентов к дисциплине, развитию кругозора, креативности, закрепляют навыки самостоятельной работы, тем самым содействуя повышению качества обучения в колледже. Их основная цель – достижение оптимального уровня знаний по дисциплине в соответствии с природными задатками и способностями студента.

Научно-исследовательский кружок – это добровольное объединение студентов. Занятия проходят на факультативной основе. Для того, чтобы привлечь новых студентов в состав кружка, руководитель старается заинтересовать обучающихся: рассказывает о работе кружка; демонстрирует результаты, достигнутые членами кружка прошлых лет – фотографии, слайды, альбомы, рефераты, стенды, изготовленные руками студентов, лучшие студенческие исследовательские работы и награды; сообщает, что кружковая работа студентов помогла им достичь положительных результатов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности:

расширить знания и умения по фармакологии и клинической фармакологии;
раскрыть творческий потенциал студентов;
развить у учащихся чувство долга, милосердия, ответственности, патриотизма, профессионализма;
показать роль фельдшера в организации медикаментозного лечения;
развить желание заниматься исследовательской деятельностью с применением компьютерных технологий;
повысить качество обученности.

Кружковая деятельность как метод адаптивного обучения является весьма эффективной, повышает интерес студентов к изучению фармакологии и клинической фармакологии, создает условия для самообразования, саморазвития, ответственности, помогает формированию всесторонне развитой личности.

Авторы: Чания С.Г. — преподаватель ГБПОУ РО «К-ШМК» — фармакология.
Киселева С.Б. — преподаватель ГБПОУ РО «К-ШМК» — ПМ.02 МДК. 02.01.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.